Мартин Эмис "Другие люди: Таинственная история"

Это действительно таинственная история, в которой многое для меня осталось неясным: кто выступает в роли рассказчика? Чем дело кончилось?

Но мне понравилась одна вещь. В книге главная героиня приходит в себя без памяти и без всего предыдущего жизненного опыта. И в начале книги она описывает окружающую ее обстановку не привычными нам шаблонами, а совершенно иначе.

Например, она находится в городе и обращает внимание на облака. То, что речь идет об облаках, становится ясно из прилагательных "белые" и "пушистые":
"Не очень высоко над крутыми ущельями улиц простиралось величественное полотно безмятежного голубого пространства, в котором витали, кружили и нежились невиданно прекрасные существа — белые, пушистые, сонливые. Беспечно и без страданий вися на медленно движущихся небесных распятиях, они, ко всему прочему, выражали глубокую преданность неистовому раскаленному ядру энергии, столь могущественному, что оно могло бы ослепить всякого, кто отважился бы посмотреть в его сторону. Внезапно все переменилось. Кудрявые существа утратили свои очертания, поднялись выше и накрыли воздушный купол белым покровом, а затем опустились, рассеялись, превратились в единый серый полог у ног своего повелителя, уже потерявшего свое могущество и красного от ярости и негодования. А может, из него просто уходит жизнь, предположила она, переведя взгляд на устрашающие перемены, происходившие внизу".

Больше всего мне понравилось про "выражали глубокую преданность".

По-моему, это интересное упражнение — посмотреть на что-нибудь с позиции полного отсутствия опыта относительно этого предмета.

Сиамские близнецы

В Таиланде, бывшем Сиаме, как-то мало сиамских кошек. Не знаю, как обстоит дело с сиамскими близнецами, но памятник самым известным близнецам, от которых, собственно, и пошло название, установлен в провинции Samut Songkhram — там, где они родились в 1811 году.

Близнецы были сросшимися в области грудной клетки, и это не помешало им ходить, плавать и даже делать сальто. Они были очень известны, эти Чанг и Энг: гастролировали с успехом по всей Америке и Европе. Говорят, удостаивались аудиенции Александра II.
А еще они были плантаторами, рабовладельцами, счастливыми (надеюсь) мужьями — они женились на сестрах — и отцами многочисленного потомства (у Чанга было 10 детей, у Энга — одиннадцать).

Сиамских близнецов, которым повезло меньше, можно увидеть в анатомическом музее Siriraj hospital в Бангкоке. Самое страшное, когда срастаются лицами. А еще жутко видеть детские игрушки на банках с экспонатами. Хорошо, не пинеточки.
А вообще музей в мединституте им. Мечникова в СПб тоже неплох.

Как найти музей в Бангкоке:
по реке Chao Phraya до пирса Wang Lang Pier (Siriraj) ทำเรือวัง (ศิริราช) (от него направо) или до пирса Thonburi Railway Pier ทำเรือรถไฟ (от него прямо и налево) и дальше по указателям "Museum".

Обезьяна Чита ищет друзей 1

Как-то на занятии с детьми мы работали под лозунгом "Помоги обезьяне Чите найти друзей!" Чувствую себя этой самой Читой.
Так как мне сложно придумать разговор, когда встречаются два одиночества, я решила пойти на встречу, где участники что-то делают и попутно общаются.

И мне кажется, после трех недель воспаления легких идея бега была не лучшей!
А когда я увидела этих марафонцев, мне захотелось развернуться и убежать. Но куда убежишь от бегунов?!

Со Всемирным днем бега!

Главные вопросы

На втором уроке курса "Сценарий за неделю" мастерской Александра Молчанова разбирали, что должно быть в истории, чтобы она хорошо легла в сценарий.

Теоретическую базу я знала (но это не помешало мне схватиться за голову при выполнении домашней работы). Удивилась другому: да, в жизни куча примеров, когда нельзя ответить на все вопросы:
1) Кто герой вашей истории?
2) Какова его цель?
3) Кто (не «что») ему мешает достичь цели?
4) Что предпринимает герой, чтобы убрать препятствие?
5) Каково неожиданное последствие действий героя?

Да, часто в жизни герой не предпринимает чего-то необычного. Или он предпринимает, но ничего необычного не случается. Часто он не может даже сформулировать цель. Да, в жизни именно так и бывает, но тогда из этой жизни не получится интересной книжки/фильма. Просто не получится и всё! Или получится что-то, интересное только для узкого круга лиц.

Я чувствую, что именно этим моя жизнь и не похожа на книгу — я не делаю неожиданных ходов, чтобы изменить то, что мне не нравится. Это меня огорчает.
Но не идти же прямо сейчас собирать одежду для бедных или попытаться выдать себя за священницу? Хм, почему нет? Но ведь я сижу и не иду!

Collapse )

Принц Жаба

Некогда родился принц, похожий на жабу. Его папа, король: "Ничего, сынок, я люблю тебя и таким. Я дарую тебе имя "Принц жаба""
Спасибо, папа, за щедрость!

Вообще в тайских сказках не церемонятся с невестами для принцев: понравилась девушка, хватай веревку, вяжи красотку, и подарок для принца готов.

Но с бедным Жабой не так. Сказал он как-то папе:
"Папа, я вырос и хочу жениться. Для этого мне нужен дворец, отделанный драгоценными камнями, с десятью тысячами колонн и тысячей комнат. И, собственно, самая красивая девушка на свете".

А папа-король: "Дворец — не вопрос. Но "самая красивая девушка" — это ты перегнул. Ты же похож на жабу!"
Какого правителя это когда-то волновало! Да что правителя, любой мужчина — хоть на жабу, хоть на борова похожий — считает себя о-го-го! и под стать самой красивой девушке.

Принц помолился богу Индре, получил и дворец, и красотку-принцессу и волшебный пилинг, после чего сделался красавцем.
Про принцессу у себя в спальне он сначала не понял. Увидел прекрасную девушку и говорит: "Ты — человек или неземное создание?" (Тут я бы растерялась и подумала, что с лицом у меня что-то не так.) А девушка: "Я принцесса из северного полушария, Индра принес меня, чтобы сделать твоей женой, мой господин". "Так они разговаривали, узнавая друг друга. В ту же ночь они стали мужем и женой".

После всех этих дел папа-король отрекся от престола, и стал Принц Жаба носить имя Король Жаба.

Ду́хи баконго

Мне снова открылась новая вселенная! И я всеми силами противлюсь тому, чтобы она меня засосала.
Вообще, я для дела искала мифических покровительниц женщин, подвергшихся насилию.
И у африканской народности баконго обнаружила Ma Kiela — дух, предводительницу женщин, убитых с помощью ножа. Какой надо иметь быт, чтобы выделить погибших от ножа женщин в целый класс?!

Так я стала листать труд отца Ван Винга "Исследования по Баконго" (Van Wing ÉTUDES BAKONGO Religion et magie. II.). Книгу в 1938 году выпустил Колониальный институт Бельгии.
Невозможно оторваться! Этот миссионер отец Ван Винг сумел выяснить такие абстрактные вещи! А ты сидишь с Тае больше 4-х лет и можешь только купить арбуз на рынке.

Collapse )

Кассия

Мое любимое городское дерево — кассия трубчатая (лат. Cassia fistula, ราชพฤกษ์ [rajaphruek]). Цветет в самое ужасное время — сезон жары.
В книге Муравьёвой Д. А. "Тропические и субтропические лекарственные растения" сказано, что кассия трубчатая — родственница сенны, из листьев которой делают слабительное. Это лекарство продается как в Таиланде, так и в России. Иногда на упаковках этого слабительного пишут "средство для похудения" (прямо скажем, нерадикальное).
В той же книге сказано, что если боб кассии трубчатой (то есть целый стручок, не просто семечко) отварить, то получится легкое слабительное. Думаю нарвать бобов и провести опыт))

Cassia fistulag

Collapse )

Предложение: нет развития, выгляди как зомби!

Все мы проходили в школе кучу законов. Но что мы применяем в жизни, кроме закона тяготения? В последнее время меня волнует вопрос, как бы использовать известные формулировки применительно к текстам и героям.

Вот первый закон материалистической диалектики о единстве и борьбе противоположностей, сформулированый Энгельсом.
Collapse )

Например, педантичный и асоциальный ученый решает найти себе жену (Грэм Симсион "Проект «Рози»").
Его беспокоит противоречивая ситуация: с одной стороны, он хочет встречаться с женщиной, для чего ему необходимо коммуницировать с людьми; с другой — практических знаний, как общаться, у него нет, тем более, если это не касается науки.

Это противоречие можно решить двумя путями:
— написать огромный список, по которому отсеивать кандидаток на роль жены, и ходить с этим списком на свидания. То есть попытаться стать более общительным и социальным человеком. Если ему это удастся, значит это уже другой человек — он развился в сторону совершенства в этой области знания;
— решить отказаться от общения вообще и больше не пытаться познакомиться. Он завел питона и проводит досуг с ним. В этом случае он тоже станет другим человеком — еще более асоциальным, то есть "развился в другую сторону".
Если он отказывается от попыток познакомиться, и все остается как было, писать не о чем — нет истории.

Что меня зацепило: источник изменения человека находится в нем самом.
Но снесла голову простая, даже банальная, мысль: жизнь отличается от рассказа!
Если без конфликта и развития героя рассказа просто не будет, то жизнь-то она продолжается, идет своим чередом!
Лучше было бы так: если человек развивается (критерий: про него можно написать рассказ) то ок, он выглядит, как обычно. А если нет, то пусть он ходит, как зомби. Так мне было бы проще.

Описание, сцена, краткое изложение

Читаю учебник "Creative writing. Forms and Techniques" by Lavonne Mueller and Jerry D. Reynolds, который благотворно влияет на невную систему. Успокаивает, когда видишь, как авторы раскладывают все по полочкам, цитируют Чехова (даже то, что цитата на английском, по большому счету не меняет картины).

Прямо дышать легче, когда узнаешь, что:
"Писатели имеют три базовых метода, чтобы показать свои материалы — сцена, краткое изложение и описание".
Всего три! Какое облегчение!

"Описание (description) используется, чтобы рассказать что-то о героях и окружающей остановке, показать, на что они похожи".

Дальше без цитат, перевод неточный.
Сцена (scene) в рассказе — и в романе тоже — во многом похожа на сцену, которую играют в театре. Автор фокусируется на определенном действии, определенном времени и определенном месте. И обычно он использует диалоги.

Сцена позволяет читателю увидеть, что что-то происходит — прямо сейчас (для событий прошедшего времени тоже подойдет).
Описания часто используют перед сценой.

Когда вы пишете, представляйте вашу историю имеющей ритм, движение.
Когда вы останавливаете ритм, рассказывая вашим читателям, что они видят или что видит один из ваших героев, вы описываете.
Когда вы показываете ритм, детализируя определенные действия, мысли и слова, вы разрабатываете сцену.
Когда вы убыстряете ритм, рассказывая в общем о мыслях и действиях, вы суммируете, даете краткое изложение (summary).

Еще раз:
сцена (scene) используется для важных моментов, моментов кризиса, высокого напряжения.
Краткое изложение (summary) полезно для заполнения фона, построения переходов между сценами и объяснения значения событий.
Описание (description) может использоваться перед сценой и для фиксации изменений, чтобы показать, как события повлияли на героев, как изменились время, место и обстоятельства действия.